Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность
Сплочённость классного коллектива – одно из условий, необходимых для
эффективной школьной жизни учащихся. Она определяется партнерскими
взаимоотношениями в коллективе и наличием общих для всего его
участников деятельности и целей. Коллектив считается сплочённым, когда
все вышеназванные компоненты присутствуют и осознаются каждым его
членом, при этом сам коллектив функционирует как единое целое. В таком
коллективе, при непосредственном участии личности каждого, формируется
«Мы – концепция» которая определяет уникальность и неповторимость
коллектива. Так как коллектив – это содружество личностей, в нем постоянно
происходит столкновение интересов. Однако сплочённый коллектив
отличается от других социальных групп тем, что эти столкновения не
перерастают в конфликт, а конструктивно разрешаются. Таким образом,
программа, направленная на активацию механизма сплочения классного
коллектива, является востребованный в деятельности образовательных
учреждений как инструмент формирования благоприятного социальнопсихологического климата внутри классных коллективов.
Данный практикум ориентирован на профилактику нарушений
сплочённости классного коллектива на этапе постройки отношений со
сверстниками и взрослыми в подростковый период. Именно в этом возрасте
классный коллектив имеет особенно большое значение для развития
личности подростка, так как здесь они приобретают и совершенствуют свой
социальный опыт. Поэтому сплочённости классного коллектива отводится
значительное внимание.
Программа актуальна и современна т.к. соответствует потребностям
времени, нормативным правовым и государственным программным
документам и федеральным проектам:
- Федеральному Закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральному закону РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Концепции развития дополнительного образования детей
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
2
- Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от
28.08.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказу Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
- Федеральному проекту «Патриотическое воспитание»
- Уставу Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Центр творчества» Невьянского муниципального округа,
утвержденный приказом управления образования Невьянского городского
округа от 18.12.2024 № 670-Д
Положению
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения
дополнительного
образования
«Центр
творчества»
Невьянского
муниципального округа, утвержденному приказом директора № 28-Д от
11.04.2022 года
- Локальный акт МАУ НМО «Центр творчества» «Положение о рабочей
программе»
Отличительныеособенности программы:
Программа составлена с учетом особенностей подросткового возраста
для учащихся 6-11 классов и способствует развитию личностных качеств,
позитивных понятий о самих себе, умения конструктивного действия в
конфликтных ситуациях.
Занятия проводятся в кабинете. На занятиях у ребят есть возможность
осознать и решить свои личные проблемы, выработать адекватную
самооценку и скорректировать свое поведение.
Программа модифицированная, составлена с использованием авторских
программ:
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Познай себя» (авт: Мингазова Гульнара Фирдависовна)
- кружок по психологии «Познай себя» (авт. Седова М.И.)
- дополнительная общеобразовательная программа кружка «Познай
себя. Клуб юного психолога» (авт. Шулакова Т.В.)
3
Новизна программы «Познай себя» заключается в проблемнодиалогическом и личностно-ориентированном подходах обучения. Особую
роль в творческом освоении знаний детьми среднего школьного возраста
имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным
элементом каждого занятия. Их постановка позволяет включить
обучающихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения,
задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений.
Диалогический
характер
обучения
призван
способствовать
самостоятельному «открытию» школьниками
различных аспектов
психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета
позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе
межличностного
взаимодействия,
преимуществ
конструктивных
взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.
Программа гуманитарной направленности разработана с учетом возрастных
особенностей детей подросткового возраста и актуальности направления
(успешность в жизни)
Программа «Познай себя» разработана на основе личностноориентированного и проблемно-диалогического подходов.
Теоретические темы занятий оптимально подобраны, исходя из требований,
предъявляемых современным обществом и из практической значимости.
Главный упор делается на практические занятия в виде интерактивных игр,
работы в группах, тренингов, подбор которых так же существенно отличается
от традиционных и уже давно известных. Такая форма занятий, в отличии от
лекций, более эффективна. Обучающиеся имеют больше возможностей
общения, отработке навыков делового общения, работе в команде, а так же
учатся смело высказывать свое мнение, не стесняясь других. Занятия
начинаются в кругу с разминки и обозначения готовности детей к работе. В
конце занятия обязательно проводится рефлексия. Каждый обучающийся
высказывается о том, что понравилось на занятии, что запомнилось, а также и о
том, что не понравилось.
Современные образовательные технологии, используемые в данной
программе, отражены в принципах обучения:
- научности;
- природосообразности;
- последовательности и системности;
- доступности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- индивидуального подхода;
4
- заинтересованности и мобильности.
В программе обучения используются как вербальные, так и невербальные
приемы передачи информации (пантомимы, игры на угадывание, узнавание).
При обучении запланированы различные формы и методы совместной
деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Особое внимание уделяется групповой работе. Оказавшись в тренинговой
группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, другие люди
переживают схожие чувства. Для многих подобное открытие само по себе
оказывается мощным психотерапевтическим фактором. Группа способна
отразить общество в миниатюре, а значит, проявляет такие скрытые факторы,
как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. Происходит
моделирование системы взаимоотношений взаимосвязей, характерных для
реальной жизни, а это дает возможность обучающимся увидеть и
проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности
общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях.
Методы: словесные, проектные, наглядные, методы проблемного обучения,
метод игры, психологические и социологические методы.
В процессе реализации программы используются тесты на диагностику
интересов и направленности личности.
Адресат программы: Программа предназначена для учащихся с 6 по 11
класс общеобразовательных учреждений.
Режим занятий:
Продолжительность занятий – 2 часа (2 часа на 1 группу)
Продолжительность академического часа – 40 минут
Перерыв между занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 2 часа
Занятия проводятся – 1 раз в месяц
Объем и срок освоения программы:
Объем программы - 18 часов
Программа рассчитана – на 1 год обучения
Количество учебных недель в учебном году – 34 недели
Особенности организации образовательного процесса
Основное содержание занятия представляет собой теоритическую часть и
совокупность психотерапевтических упражнений и приемов, которые
подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы
над каждой темой. В ряде занятий использован элемент сказкотерапии: в
сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения,
направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально5
волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников,
коммуникативных навыков.
Перечень форм обучения:
В обучении применяется фронтальная, индивидуально – групповая,
групповая формы с индивидуальным подходом, закрепление и проверка
полученных знаний и навыков.
На занятиях по Программе успешно создаются возможности реализации
моделей социального поведения при работе в больших и малых группах,
обеспечиваются благоприятные условия для коммуникативной практики
обучающихся и для социальной адаптации в целом.
Перечень видов занятий: традиционное занятие, занятие-викторина,
занятие-путешествие, занятие-экскурсия, занятие-концерт, занятие-игра,
занятие-репетиция.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
- беседа, опрос;
- практическое занятие;
- тестирование;
- контрольные и открытые занятия.
Цель и задачи образовательной программы:
Цель программы: создание благоприятных условий для сплочения классного
коллектива.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать теоретические и практические знания, умения, навыки,
необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в
обществе;
- обучать излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Развивающие:
- развивать навыки делового общения, работы в команде;
- развивать личностные качества, самостоятельности, ответственности,
активности, аккуратности.
Воспитательные:
- формировать общественную активность личности, гражданскую позицию,
культуру общения и поведения в социуме;
- воспитывать интерес к самому себе, формировать культуру самопознания,
саморазвития и самовоспитания;
- формировать приобретение навыков лидерского поведения через
коллективную деятельность.
6
Содержание общеразвивающей программы
Учебно – тематический план (1 год обучения)
На 1 группу
№ Название тем и
раздела
Общее
кол-во
часов
2
Теория
Практика Формы
контроля и
аттестации
1
Беседа, тест,
входящая
диагностика
1,5
Устный опрос,
тесты
1,5
Устный опрос,
беседа
1,5
Устный опрос,
беседа
1.
Личностные
особенности
2.
Я и команда
2
0,5
3.
Лидеры и
авторитеты
Общение и роль
его в жизни
человека
Умение понимать
других
Конфликты и пути
их разрешения
Распределение
ролей и
обязанностей в
команде
Один за всех и все
за одного
Подведем итоги
2
0,5
2
0,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Практическая
работа, беседа
2
-
2
2
-
2
Практическая
работа
Тесты,
самоанализ,
практическая
работа
Итого:
18
4
14
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1
Устный опрос,
беседа
Беседа, тест
7
Содержание программы
Тема 1 «Личностные особенности».
Теория: понятия «Темперамент»,
темперамента, особенности характера.
«Характер».
Дискуссия
виды
Практика: упражнения «Определяем темперамент», «Нарисуй свой
темперамент». Диагностика темперамента. Сказка «Деревья-характеры»,
упражнение «Черты характера сказочных героев».
Тема 2 «Я и команда».
Теория: понятие «Команда». Развитие команды. Цель команды. Барьеры на
пути становления команды.
Практика: упражнения «Квадрат», «Коллаж», «Театр: пьеса, которая
устроит всех», «Если команда-это…».
Тема 3 «Лидеры и авторитеты».
Теория: беседа. Есть ли разница между лидером и авторитетом. К кому ты
себя относишь.
Практика: упражнение-тест на конкурентоспособность. Игра «Купил мужик
лошадь», «Адские башни».
Тема 4 «Общение и его роль в жизни человека».
Теория: понятия «Общение», «Собеседник», «Взаимоотношения». Значения
общения в жизни человека. Вербальное и невербальное общение. Общение в
группе. Коммуникативные умения и навыки.
Практика:
«Коллаж».
упражнения
«Взаимоотношения»,
«Рисунок
на
спине»,
Тема 5 «Умение понимать других».
Теория:
особенности
взаимопонимания
людей,
препятствия
к
взаимопониманию. Как распознавать и учитывать в контакте личностные
особенности каждого человека.
Практика: упражнения«Сардины», «Путаница», «Выведи из окружения»,
«Городской рынок», «Ролевая игра».
8
Тема 6 «Конфликты и пути их разрешения».
Теория: понятие «Конфликт», виды конфликта, конфликты и пути их
разрешения, беседа: «Искусство спора».
Практика: мультипликационный фильм «Конфликт». Тест Томаса.
Упражнения: «Хорошо-плохо», «Ситуация: конфликт и способы выхода из
конфликта», «Слепые паровозики», «Белые медведи».
Тема 7 «Распределение ролей и обязанностей в команде».
Теория: Совместимость. Климат в команде. Принципы распределения ролей
и обязанностей в команде.
Практика: упражнения: «Цепочка», «Командное соревнование», «Рыцарь,
дракон, принцесса», «Комплимент».
Тема 8 «Один за всех и все за одного».
Практика: тренинги и упражнения на сплочение «Выкинуть пальцы»,
«Синхронное действие», «Сиамские близнецы», «Узел», «Веселый счет»
Тема 9 «Подведем итог».
Практика:упражнения «Прогноз погоды», «Зато
встреча», «Аплодисменты», «Дерево желаний».
ты…»,
«Последняя
9
Организационно – педагогические условия
Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
34
Количество учебных дней
72
Количество часов в неделю
2
Количество часов на учебный год
18
Количество недель в I полугодии
17
Количество недель во II полугодии
19
Начало занятий
1 сентября
Окончание занятий
31 мая
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности:
- наличие оптимальных условий и сценической площадки для реализации
программы: светлый просторный кабинет, наличие достаточного места для
проведения тренингов для развития актерского мастерства и разучивания
специальных театральных и подвижных игр;
- тематическая подборка аудио и видеозаписей, презентации, интернет ресурсы для занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Я –
Лидер!»;
- музыкальный центр;
- компьютер, флеш-карты, и др. носители информации.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования.
10
Методическое обеспечение программы:
Методы обучения:
Диагностические методы:
- анкетирование обучающихся и их родителей;
- системно-структурный анализ и проектирование;
- метод оценок.
Педагогические методы:
По источнику информации:
- словесные (рассказ, беседа, обсуждение);
- наглядные (наблюдение, демонстрация, просмотр фрагментов
кинофильмов);
- практические (воспроизводящие и творческие упражнения, тренинги,
выполнение творческих проектов);
- аналитические (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
- игровые (ролевые, деловые, творческие, подвижные и др.);
По способу усвоения:
- информационно-рецептивный;
- инструктивно-репродуктивный;
- проблемное изложение.
По способу деятельности педагога и ученика:
- методы устного изложения;
- работа обучающихся.
По дидактической цели:
- методы сообщения новых знаний;
- закрепления знаний;
- проверки и оценки знаний;
- применение знаний;
- повторение, контроль.
Метод мозгового штурма.
Метод «Консалтинга»
Метод проектов
Метод проблемного обучения.
Инновационные методы:
- метод обучения путем открытий, целью которого является углубление
понимания материала и развитие самой способности к учению.
- методика продуктивных действий: придумать рассказ, предложение,
ситуацию, иллюстрацию и т.д., то есть преобразить данный продукт в новый.
11
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированные
(развитие креативного мышления,
коммуникативных компетенций) ;
- технология игры – путешествия (автор Кашелев С.С);
- технология встречных усилий;
- информационно-коммуникативная технология.
Одной из приоритетных задач дополнительной общеобразовательной
программы «Я – Лидер!» является сохранение здоровья детей в процессе
воспитания и обучения.
Ведущий принцип здоровьесберегающих образовательных технологий
используемых в программе – учет личностных особенностей ребенка,
индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и
предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и
обучения.
Физкультурно – оздоровительные технологии, используемые в
программе, направлены на физическое развитие и укрепление здоровья
обучающихся.
Технологии обеспечения социально - психологического благополучия
ребенка направлены на поддержание положительного психологического
фона на занятиях.
Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Разработана система мониторинга, которая является инструментом
оценки качества через определение результативности реализации
общеобразовательной программы.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного
образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям,
умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств
обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых
компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке
результативности реализации образовательной программы определен подход,
сочетающий:
- метапредметные результаты
- отслеживание динамики личностного роста развития
- уровень освоения предметной области программы
В качестве методов диагностики детей используются:
- наблюдение (основной метод),
- диагностическая беседа,
- метод рефлексии,
- анкетирование.
12
Статическая обработка данных мониторинговых исследований
осуществляется методами математической статистики и позволяет получить
сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за
конкретный временной период, например учебный год.
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.)
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р)
4. Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022г. № 678-р)
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
6. Федеральный проект «Патриотическое воспитание»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.08.2020г. №28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требование к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»
9. Устав МАУ НГО «Центр творчества», утвержденный приказом управления
образования НГО от 20.02.2020г. № 89-Д
10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Центр творчества» Невьянского городского округа,
утвержденное приказом директора № 28 – Д от 11.04.2022 года.
13
Литература, использованная при составлении программы
1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков:
«ФОЛИО», 2010.
2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики
развития личности ребенка.М.,2012.
3. Вачков В.И. Приключения во внутреннем мире. Психология для
старшеклассников.-СПб.:2013.
4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.:
«Академия»1995.
5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. М.:
«ГНОМ и Д», 2003.
6. Клюева Н.В. Учим детей общению. Я., 1996.
7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система
занятий СПб.: Речь, 2005.
8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.
Учебное пособие.- Самара.: Издательский дом «Бахрах-М», 2005.
9. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 2006.
10.Шишова Т.Л. Эмоционально развивающие игры и упражнения. М.,
1997.
14