1. Пояснительная записка 1.1. Введение Образовательная программа Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр творчества» Невьянского городского округа (далее Программа) разработана на основе проведенного анализа образовательной деятельности МАУ НГО «Центр творчества» за 2024/ 2025 учебный год и в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ - Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); - Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; - Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.08.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Уставом МАУ НГО «Центр творчества», утвержденным приказом управления образования НГО от 20.02.2020 г. № 89-Д; - локальными актами МАУ НГО «Центр творчества», регламентирующими образовательную деятельность учреждения. Данная Программа рассчитана на 2024/ 2025 учебный год. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности. 1.2. Аналитическое обоснование Программы. 2 Система дополнительного образования является механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Одна из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей – бесплатность услуг, предоставляемых нашим учреждением. Доступность качественного образования способствует социализации ребенка и выполнению заказа общества на воспитание образованной личности, которая сможет самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способной к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны, то есть социально – компетентной. Педагогический коллектив центра убежден, что любой ребенок, занимающийся в центре, будет более адаптирован к жизни в стремительно меняющемся социуме, нежели ученик, обучающийся только в общеобразовательной школе. Анализ выполнения образовательной программы в 2023/2025 учебном году показал востребованность дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых Центром, и удовлетворенность детей и родителей качеством предоставляемых образовательных услуг. Сохранность контингента составила 100% . Выполнение учебного плана94,6 %. Потеря связана с карантином, с длительными больничными листами педагогов. Тематическое выполнение программ составило 100%. На высоком уровне освоили программы 55 % воспитанников (53% в предыдущем году), на среднем уровне –40% ( 44% в предыдущем году) , на допустимом уровнем справились 5% ( 3% в предыдущем). Участниками различных конкурсов стали 1454 обучающихся, в прошедшем учебном году эта цифра составляла 987. Количество победителей и призеров увеличилось с 676 до 1148 . То есть повысилось качество представляемых результатов. Анализ результатов проведенных исследований выявил необходимость продолжения работы педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию на основе приобщения детей к культуре, изучению истории своего города и семьи, возрождению народных традиций. Актуальной остается необходимость активизации педагогической деятельности с детьми различных образовательных потребностей. 1.3. Актуальность Программы Актуальность Образовательной программы МАУ НГО «Центр творчества», прежде всего, связана с - реализацией Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678р), а именно: создание условий для самореализации и развития талантов 3 детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности; - многообразием форм и методов организации образовательной деятельности, способствующих индивидуальному развитию обучающихся; - высоким профессионализмом педагогических кадров учреждения; - качественным выполнением социального заказа. Программа ориентирована на осуществление комплексного подхода в организации образовательной деятельности - в обучении, воспитании и развитии детей: - учебная деятельность направлена на развитие познавательных интересов и формирование познавательных потребностей, накопление знаний, развитие познавательных процессов, практических умений и навыков, формирование интеллекта и социальных компетенций; - воспитательная деятельность представляет процесс формирования отношения ребенка к себе, людям, к миру; формирования убеждений и взглядов, усвоение нравственных и духовных принципов и моральных норм жизни людей; - практико-ориентированная деятельность направлена на формирование способов деятельности, практических умений и навыков; - досуговая деятельность направлена на создание развивающей и социокультурной среды в учреждении, свободное общение обучающихся, формирование потребности в содержательном досуге. 1.4. Цель и задачи Программы. Цель программы: создание комплекса условий, обеспечивающих развитие социально-компетентной личности на основе формирования общекультурных и социальных компетенций учащихся. Задачи: 1. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в полном объеме в соответствии с поставленными целями и задачами, направленными на -формирование и развитие творческих способностей обучающихся; -удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; -формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья; -обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического и трудового воспитания воспитанников; -выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей; -профессиональную ориентацию обучающихся; -социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе, формирование общей культуры. 4 2. Корректировка, обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ с учетом современных требований к дополнительному образованию. 3. Повышение качества дополнительных образовательных услуг. 2. Организация образовательной деятельности. МАУ НГО «Центр творчества» работает в режиме шестидневной рабочей недели с 8.00 до 20.00 часов. Нерабочие дни: воскресенье, праздничные дни. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 30 мая. Продолжительность занятия в соответствии с Уставом МАУ НГО «Центр творчества» составляет 20-30 минут для детей 3- 5 лет, 30- 40 минут для детей 6- 7 лет, 40 минут для детей школьного возраста. Между занятиями установлен перерыв 10 минут для отдыха детей и проветривания учебного кабинета. В МАУ НГО «Центр творчества» занимается 1500 детей в возрасте от 3 до 18 лет. Для эффективной организации образовательной деятельности в Центре созданы структурные подразделения: школа раннего развития «Ступеньки» (для детей 4 – 7 лет); Школа хореографического развития для дошколят (для детей 5-7 лет); школа развития с краеведческим уклоном «Родники» (для детей 7 – 11 лет); Студия звезд ( для детей 5-18 лет); художественно- эстетический отдел (для детей 6 -18 лет); декоративно-прикладной отдел (для детей 6 -18 лет). Основу содержания образования составляют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности и назначения. Все дополнительные общеразвивающие программы проходят внутреннюю экспертизу на методическим совете и утверждаются директором, они разработаны в соответствии с локальным актом МАУ НГО «Центр творчества «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе» Функционируя как многопрофильное учреждение, центр реализует дополнительные общеразвивающие программы по следующим направленностям деятельности: 1. Художественной. Программы данной направленности решают задачи социокультурного развития личности средствами искусства и различных видов творческой деятельности. 2. Физкультурно-спортивной. Программы этой направленности способствуют укреплению здоровья детей, развитию физических качеств, 5 формируют волевые черты характера и прививают культуру здорового образа жизни. 3. Технической. Программы данной направленности способствуют развитию технического творчества и профессиональному самоопределению; развивают интеллектуально-творческие, проектноконструкторские, практические способности детей и техническое мышление; помогают познанию окружающей действительности. 4. Социально –гуманитарной. Программы данной направленности помогают вхождению индивида в социум; способствуют усвоению системы ценностей, традиций и норм, способов поведения, знаний, помогающих успешно взаимодействовать в обществе и успешно реализовывать свои личные цели, потребности и интересы, приобрести собственный социальный опыт. 5. Туристско- краеведческой. Программы данной направленности способствуют духовно-нравственному развитию детей на основе изучения истории, культуры родного края; овладения навыками работы с краеведческими источниками : архивными материалами, образцами народного творчества, мемуарами; развитию социальной инициативы обучающихся по охране памятников культуры, природы. В 2024/2025 учебном году в Центре будут реализовываться 44 дополнительных общеразвивающих программы муниципального задания, из них – 37 соответствуют художественной направленности, 2 программы физкультурно-спортивной направленности, 2 – художественной и научнотехнической направленностей , 2 программ – социально-гуманитарной и 1 программа туристско-краеведческой направленности. 6 дополнительных общеобразовательных сертифицированных программ: 4 художественной направленности, 1 социально-гуманитарной и 1 программа физкультурно-спортивной направленности. Из 4-х дополнительных общеразвивающих программ на платной основе 3 программы художественной направленности и одна социальногуманитарной. (Перечень образовательных программ по направленностям прилагается) Программы каждой направленности имеют разные уровни сложности, позволяя педагогу найти оптимальный вариант обучения той или иной группы детей, отдельного ребенка. По срокам реализации в центре имеются как краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы: 1 год обучения – 5 программ (9,1%); , так и долгосрочные: 2 года обучения – 15 программ (27,3 %), 3 года – 15 программ (27,3%), 4 года обучения – 19 программ (35,2%) и 1 программ пять лет обучения (1,1 %). Краткосрочные программы носят ознакомительный характер и входят в комплексные курсы. Весь комплекс программного обеспечения направлен на формирование личности выпускника, способного реализовывать свой выбор: 6 ● в сфере избранного вида познания и творчества; ● в мотивах (готовность к деятельности, развитость интересов); ● в ценностных ориентациях (социально значимые устремления, выраженные в поведении); ● через приобретение собственного социального опыта. 3. Учебный план образовательного учреждения. 3.1.Реализацию образовательной функции в центре наиболее полно представляет учебный план. Он основан на принципах: 1. свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности; 2. ориентации на личностные интересы, потребности, способности ребенка; 3. возможности свободного самоопределения и самореализации; 4. единства обучения, воспитания, развития; 5. практико-деятельностной основы образовательной деятельности. 3.2.Учебный план разработан с учетом основных приоритетов в области дополнительного образования, с учетом запросов родителей и детей, как основных социальных заказчиков, на основе приоритета потребностей и интересов, обычаев, традиций народной культуры с учетом специфики своего города. 3.3.Содержательная и структурная составляющая учебного плана спроектированы с учетом удовлетворения образовательных потребностей детей, подростков , родителей в соответствии с актуальными процессами социокультурной среды и ресурсными возможностями центра. 3.4. Продолжительность учебного года для творческих объединений , созданных на базе классов общеобразовательных учреждений составляет 34 учебных недели (33 учебных недели для первоклассников); для кружковых творческих объединений – 36 учебных недель. Занятия проходят в помещениях МАУ НГО «Центр творчества» и на базе общеобразовательных школ: МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 5, МАОУ СОШ№ 2 и МАОУ СОШ пос. Цементный. 3.5.План построен по структурному принципу: отражены все структурные подразделения МАУ НГО «Центра творчества». 3.6. В целом учебный план обеспечивает рациональную организацию образовательной деятельности, необходимую для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечивает условия успешного обучения детей и подростков, сохранение их здоровья, развития личности, создание условий для развития индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребёнка, детской одарённости. 3.7. В учебном плане прописаны реализуемые дополнительные общеразвивающие программы; определено количество групп, обучающихся по данной программе; возраст детей; продолжительность одного занятия в часах, количество часов по программе в неделю и в год. (Учебный план прилагается) 7 4. Методическое обеспечение реализации дополнительных общеразвивающих программ учреждения 4.1.Все дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы обеспечены дидактическими и методическими материалами, которые соответствуют специфике дополнительного образования, а именно: стимулируют познавательную деятельность ребенка; развивают коммуникативную сферу личности; создают социокультурную среду общения; стимулируют стремление к самообразованию; способствуют развитию творческих способностей. 4.2. Путем выбора технологии и методики обучения каждый педагог обеспечивает ситуацию успеха ребенка, стремится повысить интерес к занятиям, создает среду психологически комфортную для обучающихся. В своей деятельности педагоги используют не только традиционные методы обучения, но и современные образовательные педтехнологии (игровую, групповую, проблемного и модульного обучения, метод проектов, приемы и методы системно-деятельностного подхода). Цель последних – активизировать интеллектуальную деятельность детей, научить их самостоятельно думать, действовать, узнавать что-то новое, творить. 4.3. Все дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы центра реализуются на основе личностно- ориентированного подхода к обучению. 4.4. Педагоги центра постоянно дополняют методическое обеспечение программ новыми разработками, различными видами дидактических материалов. 5. Организация методической деятельности 5.1. Для повышения эффективности и результативности образовательной деятельности в центре создана система методической работы (Педагогический совет, методический совет, аттестационная комиссия, методические планерки, временные рабочие и творческие группы, методконсультации, круглые столы, налажено наставничество, открытые занятия, др.). 5.2. Основные направления методической деятельности центра: информационно- аналитическое, проектировочное, организационно – координационное, обучающее, планово – прогностическое, контрольно – диагностическое. 8 5.3. Единой методической темой 2024/2025 учебного года является «Реализация Концепции дополнительного образования до 2030 года в педагогической практике» 5.4. Для включения всех педагогов в работу над данной темой созданы творческие группы: -Формирование функциональной грамотности обучающихся. Методы диагностики. -Формирование социально-нравственных качеств обучающихся. Методы и приемы. Диагностика. -Наставничество в детском коллективе: педагог- ребенок, ребенок-ребенок. Приемы, результаты. -Междисциплинарный и практико-ориентированный подходы. 6. Организация воспитательной работы 6.1. Основные направления воспитательной работы в 2024/2025 учебном году: - Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание детей - Социализация обучающихся. 6.2. Направления воспитательной работы соответствуют целевому ориентиру Центра и осуществляются через все виды деятельности. 6.3. Воспитание средствами используемых дополнительных общеразвивающих программ: 6.3.1. В содержание дополнительных общеразвивающих программ заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий педагогу эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждой программе осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей, в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям. 6.3.2. Содержание дополнительных общеразвивающих основываются на классических материалах российской культуры, фольклорных произведениях народов России, литературных текстах исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт. 9 6.3.3. Особое место в учебном плане занимают программы, соответствующие социально-гуманитарной направленности: «Азбука общения», «Медиа- студия» и программа «Культура моего народа» туристско-краеведческой направленности. Они способствует формированию у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций; созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Данные программы знакомят с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом, учат детей делать свой нравственный выбор, анализировать, согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе, дома. 6.3.4. Программы по декоративно-прикладному творчеству способствует воспитанию трудолюбия, уважения к труду, воспитывают бережное отношение к продуктам труда человека, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. 6.3.5. Программы художественной направленности помогают решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурноисторических и национально-культурных традиций народов России. 6.3.6. Программа «Здоровая нация» способствует не только физическому развитию детей, но и формированию здорового образа жизни, а также возрождению полезного семейного досуга. 6.4. Проектная деятельность обучающихся. 6.4.1. Проектная деятельность является одной из основных форм организации образовательного процесса. Именно в проектной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими моральнонравственного выбора не на словах, а на деле. 6.4.2. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств обучающихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда. 6.4.3. Образовательные проекты: «Фольклор вокруг нас», «Путешествие в страну Фольклор», «Город мастеров». 6.4.4. Социально- творческие проекты: «Рождество Христово», «Широкая масленица», «Пасха Красная», «Подари радость ветерану». 6.4.5. Социальные проекты : «Доброе сердце» ко дню пожилого человека, «Кормушка», «Сохраним живую елку», «Милосердие». 10 6.5. Досуговая деятельность. 6.5.1. Для организации досуговой деятельности обучающихся Центра художественно-эстетическим отделом ежегодно составляется план мероприятий. (План прилагается) 6.5.2. Одной из эффективных форм воспитания, которая обогащает личность ребенка ценным социальным опытом, позволяет реализовать потребность в общении, создает условия для духовно- нравственного роста личности, является коллективное творческое дело. Именно в форме КТД проводятся большинство досугово-развивающих мероприятий. 6.5.3. Особое внимание уделяется совместному семейному досугу. 7. Планируемые результаты. 7.1.Реализация Программы будет способствовать формированию следующих ключевых компетенции выпускника: ● Ценностно-смысловая компетенция (компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями воспитанника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения); ● Общекультурная компетенция (осведомлённость воспитанников в особенности национальной и общечеловеческой культуры, овладение духовно-нравственными основами жизни человека, культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций); ● Учебно-познавательная компетенция (овладение самостоятельной познавательной деятельностью, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познавательными объектами); ● Информационная компетенция (умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и передавать её); ● Коммуникативная компетенция (знание необходимых способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе); ● Социально-трудовая компетенция (владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, выполнение роли гражданина, избирателя, представителя, наблюдателя); ● Компетенция личностного самосовершенствования (владение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки). 7.2.Постоянно реализуя в центре свободу выбора, ребенок получит дополнительный шанс на успех не только в избранном виде деятельности, но и обеспечит возможную успешность человека во взрослой жизни 11 8. Управление реализацией программ через мониторинг. 8.1. Для оценки качества образовательного процесса формируется система педагогического мониторинга. Объектами мониторинга являются: обучающиеся, педагоги, родители, методическое обеспечение. При оценивании обучающихся рассматриваются следующие показатели: 1. Количественные. Анализируются количество учащихся, возрастной состав, сохранность контингента. Контрольными точками являются 15 сентября, 15 января и 25 мая. 2.Качественные. Каждый педагог отслеживает результаты учебновоспитательной деятельности путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов аттестации. 8.2. Целью нулевого этапа, проводимого в начале учебного года, является определение уровня подготовки учащихся в начале цикла образования. Это помогает педагогу спрогнозировать успешность обучения каждого ребенка путем выбора методов обучения. 8.3. Промежуточный этап проходит в течение учебного года. Определяется успешность выбора технологии и методики. К промежуточному этапу относится отслеживание участия детей в конкурсах, выставках, смотрах, фестивалях; степень усвоения содержания образовательных программ. 8.4. На итоговом этапе подводятся итоги обучения по программе. Формы итоговой аттестации: контрольные занятия, отчетные концерты, самостоятельные практические работы, тестирование, выставка работ, конкурс, походы различной категории сложности, соревнования, экспедиции, защита исследовательских проектов и т.д. 8.5. Показателями мониторинговых исследований являются: - динамика личностного развития воспитанника; - степень освоения основных общеучебных компетентностей; - удовлетворенность участников образовательной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг; - востребованность форм и мероприятий воспитательной деятельности; - расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся; - положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках разных уровней. Система мониторинга представлена таблицей: Уро вень ОУ Направление отслеживания Наполняемость кружков и сохранение контингента учащихся Периодич ность 3 раза в год Объект исследования Коллективы кружков, студий, школ Форма Ответственный Заполнение сводной таблицы Заместитель по УВР. 12 ОУ Вводная (начальная) аттестация ОУ Промежуточная аттестация учащихся ОУ ОУ ОУ ОУ ОУ ОУ ОУ Мун ици паль ный Мун ици паль ный Мун ици паль Итоговая аттестация Динамика личностного развития Востребован ность образовательных программ сентябрь Обучающиеся Тестирование, МАУ НГО «Центр анкетирование, творчества» срез знаний, умений 1 раз в Обучающиеся МАУ Тестирование, год НГО «Центр анкетирование, творчества» Контрольные занятия май Обучающиеся Выставки, МАУ НГО «Центр отчетный творчества» концерт, тестирование сентябрь- Обучающиеся тестирование, май МАУ НГО «Центр анкетирование, творчества» контрольные задания 1 раз в Родители анкетирование год обучающихся Заместитель по УВР, педагоги Заместитель по УВР, педагоги Заместитель по УВР, педагоги Заместитель по УВР, педагоги Заместитель по УВР, педагоги Качество проводимых мероприятий Результативность работы педагогов В течение Досуговые формы Аналитические Директор, года деятельности материалы заместитель по УВР В течение Результаты участия Аналитические Директор, года педагогов в материалы заместитель по выставках, УВР. конкурсах смотрах, семинарах... Повышение В течение Посещение курсов, Аналитические Директор, квалификации и года семинаров, материалы заместитель по педагогического проведение УВР мастерства открытых занятий, педагогов обмен опытом … Выполнение В конце Программы, Заполнение Заместитель по программы учебного журналы карты УВР, педагоги дополнительног года о образования детей и уровня усвоения Выставки В течение Результаты участия Заполнение Куратор декоративногода обучающихся, сводной декоративноприкладного качество работ таблицы прикладного творчества отдела Выставки В течение Результаты участия Заполнение Куратор изобразительгода обучающихся, сводной декоративноного искусства качество работ таблицы прикладного отдела Фестиваль 1 раз в Результаты участия Заполнение Куратор детского год обучающихся, сводной худож.творчества качество таблицы эстетического 13 ный исполнения Мун ици паль ный Муниципальный 1 раз конкурс моделей год одежды Обл астн ой, и 1 раз год Конкурсы фестивали детского творчества Всер Конкурсы ос фестивали сий детского ский творчества отдела в Результаты участия Заполнение обучающихся, сводной качество таблицы исполнения Куратор худож.эстетического отдела в Результаты участия, Заполнение качество сводной исполнения таблицы Куратор худож.эстетического отдела Куратор отдела и В течение Результаты участия года Заполнение сводной таблицы 14