положение Финансовый контроль 2022

1. Общие положения
1.1.
Настоящее
положение
разработано
в
соответствии
с
законодательством Российской Федерации (включая внутриведомственные нормативноправовые акты) и уставом учреждения. Положение устанавливает единые цели, правила и
принципы проведения внутреннего финансового контроля учреждения.
1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:
- создание системы соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере
финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения плана
финансово-хозяйственной деятельности;
- повышение качества составления и достоверности бухгалтерской отчетности и
ведения бухгалтерского учета;
- повышение результативности использования субсидий, средств, полученных от
приносящей доход деятельности.
1.3. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:
- созданная приказом руководителя комиссия;
- Наблюдательный совет;
- сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей
проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
1.4. Целями внутреннего финансового контроля учреждения являются
подтверждение
достоверности бухгалтерского учета и отчетности учреждения и
соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего
порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
1.5. Основные задачи внутреннего контроля:
- установление соответствия проводимых финансовых операций в части
финансово- хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерском учете и
отчетности требованиям законодательства;
- установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям
сотрудников;
- анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить
существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.
1.6. Принципы внутреннего финансового контроля учреждения:
- принцип законности. Неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами
внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством Российской
Федерации;
- принцип объективности. Внутренний контроль осуществляется с использованием
фактических
документальных
данных
в
порядке,
установленном
законодательством России, путем применения методов, обеспечивающих получение
полной и достоверной информации;
- принцип независимости. Субъекты внутреннего контроля при выполнении своих
функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
- принцип системности. Проведение контрольных мероприятий всех сторон
деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;
- принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля за
ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с
законодательством России.
2. Система внутреннего контроля
2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:
- точность и полноту документации бухгалтерского учета;
- соблюдение требований законодательства;
- своевременность подготовки достоверной бухгалтерской
отчетности;

(финансовой)

- предотвращение ошибок и искажений;
- исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
- выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- сохранность имущества учреждения.
2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы
учреждения, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них
должностных обязанностей.
2.3. Объектами внутреннего финансового контроля являются подлежащие
проверке:
- плановые документы;
-договоры и контракты;
-документы, определяющие организацию ведения учета, составления и
представления отчетности;
-бюджетный учет (полнота и точность данных, оформление первичных документов
и регистров учета, соблюдение норм действующего законодательства при ведении учета);
- бюджетная, статистическая, налоговая и иная отчетность;
- имущество учреждения (наличие, условия эксплуатации, меры по обеспечению
сохранности, обоснованность расходов на ремонт и содержание);
- обязательства учреждения (наличие, причины образования, своевременность
погашения задолженности);
- трудовые отношения с работниками Учреждения (порядок оформления приказов,
правила начисления заработной платы, порядок рассмотрения трудовых споров,
соблюдения норм трудового законодательства);
- применяемые информационные технологии (возможности прикладного
программного обеспечения, степень их использования, режим работы, эффективность
использования,
меры
по
ограничению
несанкционированного
доступа,
автоматизированная проверка целостности и непротиворечивости данных и пр.).
3. Организация внутреннего финансового контроля
3.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении подразделяется на
предварительный, текущий и последующий.
3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения
хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и
правомерной будет та или иная операция.
Целью предварительного финансового контроля является предупреждение
нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.
Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его
заместители, главный бухгалтер, экономист (контрактный управляющий).
Основными формами предварительного внутреннего финансового контроля
являются:
- проверка финансово-плановых документов (расчет нормативных затрат, ПФХД и
другое) главным бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование
разногласий;
- проверка и визирование проектов контрактов (договоров) директором,
заместителем директора по административно – хозяйственной части, главным
бухгалтером;
- предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием
денежных и материальных средств, осуществляемая заместителем руководителя по АХЧ,
экономистом (контрактным управляющим), руководителем.
3.1.2. Текущий контроль производится путем:
- проведения повседневного анализа соблюдения процедур исполнения плана
финансово-хозяйственной деятельности;
- ведения бухгалтерского учета;

-осуществления мониторингов расходования целевых средств по назначению,
оценки эффективности и результативности их расходования.
Формами текущего внутреннего финансового контроля являются:
- проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных
ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является
разрешение документов к оплате;
- контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
- сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость);
проверка фактического наличия материальных средств;
- контроль за принятием обязательств в учреждении в пределах утвержденных
плановых назначений.
Ведение текущего контроля осуществляется главным бухгалтером, заместителем
руководителя по АХЧ, руководителем.
3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных
операций.
Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и
отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур.
Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение
фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств
и вскрытие причин нарушений.
Формами последующего внутреннего финансового контроля являются:
- инвентаризация;
- документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и
внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком
проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности.
График включает:
- объект проверки;
- период, за который проводится проверка;
- срок проведения проверки;
- ответственных исполнителей.
Объектами плановой проверки являются:
- соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок
ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики;
- правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в
бухгалтерском учете;
- полнота и правильность документального оформления операций;
- своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
- достоверность отчетности.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в
отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ
выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для
принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в
виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним могут прилагаться перечень
мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а
также рекомендации по недопущению возможных ошибок.
3.3. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт
проверки должен включать в себя следующие сведения:
- программа проверки (утверждается руководителем учреждения);

- характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
- виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных
мероприятий;
анализ
соблюдения
законодательства Российской
Федерации,
регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- выводы о результатах проведения контроля;
- описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и
нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению
возможных ошибок.
Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в
письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам,
относящимся к результатам проведения контроля.
3.4. По результатам проведения проверки главным бухгалтером учреждения
(лицом, уполномоченным руководителем учреждения) разрабатывается план мероприятий
по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и
ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.
По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно
информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении
с указанием причин.
4. Субъекты внутреннего контроля
4.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:
- руководитель учреждения и его заместители;
- комиссия по внутреннему контролю;
- Наблюдательный совет;
-сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки
финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
4.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в
функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними
документами учреждения, а также организационно-распорядительными документами
учреждения и должностными инструкциями работников.
5. Права комиссии по проведению внутренних проверок.
5.1. Для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по
проведению внутренних проверок имеет право:
- проверять соответствие финансово-хозяйственных операций действующему
законодательству;
- проверять правильность составления бухгалтерских документов и своевременного
их отражения в учете;
- входить (с обязательным привлечением главного бухгалтера) в помещение
проверяемого объекта, в помещения, используемые для хранения документов (архивы),
ценностей,
компьютерной
обработки
данных
и
хранения
данных
на
машинных носителях;
- проверять все учетные бухгалтерские регистры;
- проверять планово-сметные документы;
- ознакомляться со всеми учредительными и распорядительными документами
(приказами, распоряжениями, указаниями руководства учреждения), регулирующими
финансово-хозяйственную деятельность;
- ознакомляться с перепиской учреждения с вышестоящими организациями,
деловыми партнерами, другими юридическими, а также физическими лицами (жалобы и
заявления);

- обследовать учебные и служебные помещения (при этом могут
преследоваться цели, не связанные напрямую с финансовым состоянием
подразделения, например, проверка противопожарного состояния помещений);
- проводить мероприятия научной организации труда (хронометраж, фотография
рабочего времени, метод моментальных фотографий и т. п.) с целью оценки
напряженности норм времени и норм выработки;
- проверять состояние и сохранность товарно-материальных ценностей у
материально ответственных и подотчетных лиц;
- проверять состояние, наличие и эффективность использования объектов основных
средств;
- проверять правильность оформления бухгалтерских операций, а также
правильность начислений и своевременность уплаты налогов в бюджет и сборов в
государственные внебюджетные фонды;
- на иные действия, обусловленные спецификой деятельности комиссии и иными
факторами.
6. Ответственность
6.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со
своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку,
документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во
вверенных им сферах деятельности.
6.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего
контроля возлагается на заместителя руководителя по АХЧ.
6.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут
дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.
7. Оценка состояния системы финансового контроля
7.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении
осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных
совещаниях, проводимых руководителем учреждения.
7.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности
системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего
контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.
В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет
руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур
внутреннего контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным
бухгалтером предложения по их совершенствованию.
8. Заключительные положения
8.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются
руководителем учреждения.
8.2. Если в результате изменения действующего законодательства Российской
Федерации отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они
утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего
законодательства Российской Федерации.

Приложение № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ НГО «Центр творчества»
________________ Л.И. Фролова
Приказ № 127 от 30.12.2022 г.

График проведения внутренних проверок
финансово-хозяйственной деятельности МАУ НГО «Центр творчества».

№ Объект проверки

Срок проведения
проверки

Период, за
который
проводится
проверка

Ответственный
исполнитель

1 Проверка наличия
актов сверки с
поставщиками и
подрядчиками

На 01 января
На 01 апреля
На 01 июля
На 01 октября

Ежеквартально Главный бухгалтер
Заместитель
руководителя по АХЧ,
Наблюдательный совет

2 Инвентаризация
нефинансовых активов

В соответствии с
Год
приказом УО НГО

Председатель и члены
инвентаризационной
комиссии

3 Инвентаризация
финансовых активов

В соответствии с
Год
приказом УО НГО

Председатель
инвентаризационной
комиссии, главный
бухгалтер

4 Проверка документов по На 01 января
приносящей доход
На 15 октября
деятельности

За текущий
период

Директор,
делопроизводитель,
главный бухгалтер

5 Проверка расчетов с
заказчиками услуг по
приносящей доход
деятельности

Ежеквартально

Квартал

Директор,
главный бухгалтер

6 Проверка начисления
заработной платы по
бюджету и приносящей
доход деятельности

Ежеквартально

Квартал

Директор,
главный бухгалтер,
комиссия по
внутреннему
финансовому
контролю

Приложение № 3
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ НГО «Центр творчества»
________________ Л.И. Фролова
Приказ № 127 от 30.12.2022 г.

Общая программа внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности
МАУ НГО «Центр творчества» на 2023 год
№
1

Объект проверки
Учредительные
документы и
общая
информация

2

Учетная
политика

3.

Постановка и
организация
бухгалтерского
учета

4

Ведение
бухгалтерского
учета

Проводимые мероприятия
Получение общей информации;
проверка учредительных и
регистрационных документов, наличие и
регистрация изменений в учредительных
документах;
проверка наличия лицензий на
лицензируемые виды деятельности
Полнота и правильность отражения в
приказе элементов учетной политики;
практическое применение приказа об
учетной политике;
проверка соблюдения графика
документооборота.
Общее знакомство с системой
бухгалтерского учета учреждения;
оценка численности и уровня образования
учетных работников;
оценка степени компьютеризации учета;
наличие должностных инструкций с
разделением обязанностей;
оценка состояния постановки и
организации бухгалтерского учета;
наличие положений об оплате труда,
подотчетных лицах, командировках и т.д.
Проверка правильного отражения расчетов
в бухгалтерском учете по бюджетной и
приносящей доход деятельности;
проверка применения плана счетов,
утвержденного в учетной политике
учреждения;
ведение учета согласно инструкции по
бюджетному учету;
проверка правильности расстановки кодов
ОКОФ;
проверка материалов инвентаризаций и
ревизий и отражение результатов в
бухгалтерском учете;
проверка обоснованности расходов с точки
зрения Налогового кодекса РФ;
проверка применяемых калькулированных
методов с учетом отраслевых
особенностей;
-проверка соответствия записей по счетам

Ответственные лица
Директор

Главный
бухгалтер

Заместитель
директора по УВР,
заместитель
директора по АХЧ

Главный
бухгалтер

5

Налоги и сборы

6

Возмещение
материального
ущерба

7

Финансовый
результат

аналитического учета с записями в
Главной книге и в формах журнала,
бухгалтерских отчетах;
проверка применения статей
классификации операций сектора
государственного управления и целевого
использования средств;
проверка исполнения Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд»;
исполнение плана финансовохозяйственной деятельности учреждения.
Проверка расчетов по налогам и сборам
согласно перечню уплачиваемых
учреждением налогов;
проверка правильности определения
налоговой базы;
проверка правильности определения
налоговых ставок;
проверка правильности применения
налоговых вычетов;
проверка правильности применения льгот;
проверка правильности начисления,
перечисления налоговых платежей;
проверка правильности составления
налоговой отчетности.
Проверка своевременности претензий
вследствие нарушения договорных
обязательств, за пропажу, порчу,
недопоставку материальных ценностей и
т.д.;
проверка обоснованности списания
претензионных сумм на финансовый
результат;
проверка расчетов по недостачам,
растратам и хищениям, проверка
соблюдения сроков и порядка
рассмотрения случаев недостач, потерь,
растрат;
проверка полноты и правильности
оформления материалов о претензиях по
недостачам, потерям и хищениям;
проверка правильности и обоснованности
числящейся в бухгалтерском учете сумм
задолженности по недостачам и
хищениям.
Проверка правильности, полноты
определения и отражения в учете доходов
по видам деятельности в разрезе статей
плана финансово-хозяйственной

Экономист
(контрактный
управляющий)

Главный
бухгалтер

Главный
бухгалтер,
заместитель
директора по АХЧ

Главный
бухгалтер

8

Бухгалтерская и
статистическая
отчетность

деятельности учреждения;
проверка правильности определения
расчета чистой прибыли;
проверка формирования формы 0503721
«Отчет о финансовых результатах
деятельности учреждения».
Проверка состава, содержания форм
бухгалтерской отчетности данным,
содержащимся в регистрах бухгалтерского
учета;
проверка правильности оценки статей
отчетности;
проверка на согласованность показателей
форм отчетности;
выражение мнения о достоверности
показателей отчетности во всех
существенных отношениях;
проверка статистической отчетности.

Главный
бухгалтер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».