1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации (включая внутриведомственные нормативноправовые акты) и уставом учреждения. Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля учреждения. 1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на: - создание системы соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности; - повышение качества составления и достоверности бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета; - повышение результативности использования субсидий, средств, полученных от приносящей доход деятельности. 1.3. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять: - созданная приказом руководителя комиссия; - Наблюдательный совет; - сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. 1.4. Целями внутреннего финансового контроля учреждения являются подтверждение достоверности бухгалтерского учета и отчетности учреждения и соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. 1.5. Основные задачи внутреннего контроля: - установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово- хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности требованиям законодательства; - установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников; - анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность. 1.6. Принципы внутреннего финансового контроля учреждения: - принцип законности. Неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации; - принцип объективности. Внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством России, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации; - принцип независимости. Субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля; - принцип системности. Проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления; - принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством России. 2. Система внутреннего контроля 2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает: - точность и полноту документации бухгалтерского учета; - соблюдение требований законодательства; - своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; (финансовой) - предотвращение ошибок и искажений; - исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения; - выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения; - сохранность имущества учреждения. 2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы учреждения, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей. 2.3. Объектами внутреннего финансового контроля являются подлежащие проверке: - плановые документы; -договоры и контракты; -документы, определяющие организацию ведения учета, составления и представления отчетности; -бюджетный учет (полнота и точность данных, оформление первичных документов и регистров учета, соблюдение норм действующего законодательства при ведении учета); - бюджетная, статистическая, налоговая и иная отчетность; - имущество учреждения (наличие, условия эксплуатации, меры по обеспечению сохранности, обоснованность расходов на ремонт и содержание); - обязательства учреждения (наличие, причины образования, своевременность погашения задолженности); - трудовые отношения с работниками Учреждения (порядок оформления приказов, правила начисления заработной платы, порядок рассмотрения трудовых споров, соблюдения норм трудового законодательства); - применяемые информационные технологии (возможности прикладного программного обеспечения, степень их использования, режим работы, эффективность использования, меры по ограничению несанкционированного доступа, автоматизированная проверка целостности и непротиворечивости данных и пр.). 3. Организация внутреннего финансового контроля 3.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении подразделяется на предварительный, текущий и последующий. 3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер, экономист (контрактный управляющий). Основными формами предварительного внутреннего финансового контроля являются: - проверка финансово-плановых документов (расчет нормативных затрат, ПФХД и другое) главным бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование разногласий; - проверка и визирование проектов контрактов (договоров) директором, заместителем директора по административно – хозяйственной части, главным бухгалтером; - предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств, осуществляемая заместителем руководителя по АХЧ, экономистом (контрактным управляющим), руководителем. 3.1.2. Текущий контроль производится путем: - проведения повседневного анализа соблюдения процедур исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности; - ведения бухгалтерского учета; -осуществления мониторингов расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования. Формами текущего внутреннего финансового контроля являются: - проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате; - контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности; - сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость); проверка фактического наличия материальных средств; - контроль за принятием обязательств в учреждении в пределах утвержденных плановых назначений. Ведение текущего контроля осуществляется главным бухгалтером, заместителем руководителя по АХЧ, руководителем. 3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений. Формами последующего внутреннего финансового контроля являются: - инвентаризация; - документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. График включает: - объект проверки; - период, за который проводится проверка; - срок проведения проверки; - ответственных исполнителей. Объектами плановой проверки являются: - соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики; - правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете; - полнота и правильность документального оформления операций; - своевременность и полнота проведения инвентаризаций; - достоверность отчетности. В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях. 3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. 3.3. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения: - программа проверки (утверждается руководителем учреждения); - характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности; - виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий; анализ соблюдения законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности; - выводы о результатах проведения контроля; - описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок. Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. 3.4. По результатам проведения проверки главным бухгалтером учреждения (лицом, уполномоченным руководителем учреждения) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения. По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин. 4. Субъекты внутреннего контроля 4.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят: - руководитель учреждения и его заместители; - комиссия по внутреннему контролю; - Наблюдательный совет; -сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. 4.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников. 5. Права комиссии по проведению внутренних проверок. 5.1. Для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по проведению внутренних проверок имеет право: - проверять соответствие финансово-хозяйственных операций действующему законодательству; - проверять правильность составления бухгалтерских документов и своевременного их отражения в учете; - входить (с обязательным привлечением главного бухгалтера) в помещение проверяемого объекта, в помещения, используемые для хранения документов (архивы), ценностей, компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях; - проверять все учетные бухгалтерские регистры; - проверять планово-сметные документы; - ознакомляться со всеми учредительными и распорядительными документами (приказами, распоряжениями, указаниями руководства учреждения), регулирующими финансово-хозяйственную деятельность; - ознакомляться с перепиской учреждения с вышестоящими организациями, деловыми партнерами, другими юридическими, а также физическими лицами (жалобы и заявления); - обследовать учебные и служебные помещения (при этом могут преследоваться цели, не связанные напрямую с финансовым состоянием подразделения, например, проверка противопожарного состояния помещений); - проводить мероприятия научной организации труда (хронометраж, фотография рабочего времени, метод моментальных фотографий и т. п.) с целью оценки напряженности норм времени и норм выработки; - проверять состояние и сохранность товарно-материальных ценностей у материально ответственных и подотчетных лиц; - проверять состояние, наличие и эффективность использования объектов основных средств; - проверять правильность оформления бухгалтерских операций, а также правильность начислений и своевременность уплаты налогов в бюджет и сборов в государственные внебюджетные фонды; - на иные действия, обусловленные спецификой деятельности комиссии и иными факторами. 6. Ответственность 6.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности. 6.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя по АХЧ. 6.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. 7. Оценка состояния системы финансового контроля 7.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения. 7.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю. В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию. 8. Заключительные положения 8.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются руководителем учреждения. 8.2. Если в результате изменения действующего законодательства Российской Федерации отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства Российской Федерации. Приложение № 2 УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ НГО «Центр творчества» ________________ Л.И. Фролова Приказ № 127 от 30.12.2022 г. График проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности МАУ НГО «Центр творчества». № Объект проверки Срок проведения проверки Период, за который проводится проверка Ответственный исполнитель 1 Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками На 01 января На 01 апреля На 01 июля На 01 октября Ежеквартально Главный бухгалтер Заместитель руководителя по АХЧ, Наблюдательный совет 2 Инвентаризация нефинансовых активов В соответствии с Год приказом УО НГО Председатель и члены инвентаризационной комиссии 3 Инвентаризация финансовых активов В соответствии с Год приказом УО НГО Председатель инвентаризационной комиссии, главный бухгалтер 4 Проверка документов по На 01 января приносящей доход На 15 октября деятельности За текущий период Директор, делопроизводитель, главный бухгалтер 5 Проверка расчетов с заказчиками услуг по приносящей доход деятельности Ежеквартально Квартал Директор, главный бухгалтер 6 Проверка начисления заработной платы по бюджету и приносящей доход деятельности Ежеквартально Квартал Директор, главный бухгалтер, комиссия по внутреннему финансовому контролю Приложение № 3 УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ НГО «Центр творчества» ________________ Л.И. Фролова Приказ № 127 от 30.12.2022 г. Общая программа внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности МАУ НГО «Центр творчества» на 2023 год № 1 Объект проверки Учредительные документы и общая информация 2 Учетная политика 3. Постановка и организация бухгалтерского учета 4 Ведение бухгалтерского учета Проводимые мероприятия Получение общей информации; проверка учредительных и регистрационных документов, наличие и регистрация изменений в учредительных документах; проверка наличия лицензий на лицензируемые виды деятельности Полнота и правильность отражения в приказе элементов учетной политики; практическое применение приказа об учетной политике; проверка соблюдения графика документооборота. Общее знакомство с системой бухгалтерского учета учреждения; оценка численности и уровня образования учетных работников; оценка степени компьютеризации учета; наличие должностных инструкций с разделением обязанностей; оценка состояния постановки и организации бухгалтерского учета; наличие положений об оплате труда, подотчетных лицах, командировках и т.д. Проверка правильного отражения расчетов в бухгалтерском учете по бюджетной и приносящей доход деятельности; проверка применения плана счетов, утвержденного в учетной политике учреждения; ведение учета согласно инструкции по бюджетному учету; проверка правильности расстановки кодов ОКОФ; проверка материалов инвентаризаций и ревизий и отражение результатов в бухгалтерском учете; проверка обоснованности расходов с точки зрения Налогового кодекса РФ; проверка применяемых калькулированных методов с учетом отраслевых особенностей; -проверка соответствия записей по счетам Ответственные лица Директор Главный бухгалтер Заместитель директора по УВР, заместитель директора по АХЧ Главный бухгалтер 5 Налоги и сборы 6 Возмещение материального ущерба 7 Финансовый результат аналитического учета с записями в Главной книге и в формах журнала, бухгалтерских отчетах; проверка применения статей классификации операций сектора государственного управления и целевого использования средств; проверка исполнения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; исполнение плана финансовохозяйственной деятельности учреждения. Проверка расчетов по налогам и сборам согласно перечню уплачиваемых учреждением налогов; проверка правильности определения налоговой базы; проверка правильности определения налоговых ставок; проверка правильности применения налоговых вычетов; проверка правильности применения льгот; проверка правильности начисления, перечисления налоговых платежей; проверка правильности составления налоговой отчетности. Проверка своевременности претензий вследствие нарушения договорных обязательств, за пропажу, порчу, недопоставку материальных ценностей и т.д.; проверка обоснованности списания претензионных сумм на финансовый результат; проверка расчетов по недостачам, растратам и хищениям, проверка соблюдения сроков и порядка рассмотрения случаев недостач, потерь, растрат; проверка полноты и правильности оформления материалов о претензиях по недостачам, потерям и хищениям; проверка правильности и обоснованности числящейся в бухгалтерском учете сумм задолженности по недостачам и хищениям. Проверка правильности, полноты определения и отражения в учете доходов по видам деятельности в разрезе статей плана финансово-хозяйственной Экономист (контрактный управляющий) Главный бухгалтер Главный бухгалтер, заместитель директора по АХЧ Главный бухгалтер 8 Бухгалтерская и статистическая отчетность деятельности учреждения; проверка правильности определения расчета чистой прибыли; проверка формирования формы 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения». Проверка состава, содержания форм бухгалтерской отчетности данным, содержащимся в регистрах бухгалтерского учета; проверка правильности оценки статей отчетности; проверка на согласованность показателей форм отчетности; выражение мнения о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях; проверка статистической отчетности. Главный бухгалтер