Положение о дополнительной общеоразовательной общеразвивающей программе 2022 г

1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в целях регламентации
деятельности учреждения и обеспечения единых подходов при разработке и
утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ МАУ НГО «Центр творчества»
1.2. Положение разработано на основании:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
19.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказа Министерства просвещения
Российской Федерации
от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.08.2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказа Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
- Устава МАУ НГО «Центр творчества», утвержденного приказом
управления образования НГО от 20.02.2020 г. № 89-Д;
1.3. Положение о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе является локальным нормативным актом МАУ
НГО «Центр творчества» и представляет собой комплекс основных
характеристик образования и комплекс организационно-педагогических
условий и форм аттестации.

2.Требования к содержанию и структуре дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее Программа) должна быть построена на принципах конкретности,
точности, логичности, реалистичности; иметь официально-деловой стиль
изложения с элементами научного, что предполагает использование
современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объём.
Программа должна соответствовать тенденциям технического,
технологического, социокультурного развития экономики и общества.
2.2. Проектирование и реализация Программы должны строиться на
следующих основаниях:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие образовательных программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- модульность содержания образовательных программ, возможность
взаимозачета результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
2.3. Программа реализуется в пространстве, не ограниченном
образовательными стандартами, и может быть направлена на формирование и
развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни и укрепление здоровья; организацию свободного времени
обучающихся; на обеспечение адаптации детей к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности.
2.4. Проектирование содержания Программы осуществляется
индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его
профессионального мастерства и авторским видением дисциплины
(образовательного компонента).
2.5. Объем и сроки освоения Программы определяются на основании
уровня освоения и содержания Программы, а также с учетом возрастных
особенностей обучающихся и требований СанПиН 2.4.4.3.172-14.
2.6. Структура Программы является целостной системой и отражает
внутреннюю логику организации учебно-методического материала, включает в
себя следующие элементы:
- Титульный лист
- Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
- Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации
- Список литературы,

- Приложения.
- Каждый раздел Программы строго обязателен, все структурные
элементы Программы должны быть четко выделены и должны соответствовать
предъявляемым к ним требованиям.
3. Содержание структурных компонентов программы
3.1. Титульный лист Программы – первая страница, предваряющая текст
Программы и служащая источником библиографической информации для
идентификации документа. На титульном листе указывается:
- полное наименование учреждения;
- гриф рассмотрения Программы методическим советом с указанием
даты и номера протокола;
- гриф утверждения Программы с печатью и подписью директора,
указанием номера и даты приказа;
- название Программы;
- возраст обучающихся, на которых рассчитана Программа;
- срок реализации Программы;
- ФИО, должность составителя (-ей) программы;
- город;
- год разработки программы.
3.2. Основные характеристики общеразвивающей программы
3.2.1 Пояснительная записка (общая характеристика Программы)
должна содержать:
3.2.1.1.Направленность Программы:
- художественная (передача духовного опыта человечества,
способствующего восстановлению связей между поколениями, развитие общей
и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и
склонностей в избранных видах искусства (музыкальное, хореографическое
творчество, изобразительное и декоративно-прикладное творчество);
- социально-гуманитарная (социальная адаптация и творческое развитие
детей дошкольного младшего школьного возраста и профессиональной
ориентации подростков; корректировка и развитие психических свойств
личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся,
развитие лидерских качеств, организация социализирующего досуга детей и
подростков);
- техническая (техническое моделирование и конструирование,
техническое творчество, информационные технологии, освоение сферы
деятельности, связанной с использованием достижений технического прогресса
в целях продуктивного творчества);
- физкультурно-спортивная (физическое совершенствование ребенка,
формирование здорового образа жизни);
- туристско-краеведческая (теоретическая исследовательская
деятельность по изучению истории, культуры родного края; овладение
навыками работы с краеведческими источниками : архивными материалами,
образцами народного творчества, мемуарами; социальная инициатива

обучающихся по охране памятников культуры, природы; работа в музеях,
сотрудничество с общественными и научными организациям).
3.2.1.2. Актуальность Программы (своевременность, современность,
соответствие потребностям времени) раскрывается через соответствие
образовательной программы:
- нормативным правовым актам и государственным программным
документам (перечисление современных нормативно - правовых актов,
послуживших основанием для разработки данной программы и
государственных программных документов, подтверждающих необходимость
развития данной направленности ДО);
- региональным социально-экономическим и социокультурным
потребностям и проблемам (особенности развития региона, города, социальный
заказ муниципального образования, потенциал образовательного учреждения);
-потребностям и проблемам детей и их родителей или законных
представителей.
Дается аргументированное обоснование возможности решения
заявленной проблемы в процессе предлагаемой обучающимися деятельности
(выбранных форм, методов, средств образовательной деятельности в
соответствии с целями и задачами).
3.2.1.3. Отличительные особенности программы, новизна (при наличии
показателя) - в данном подразделе следует указать, на основе какой (каких)
программ разработана данная программа; можно назвать программы и авторов,
чей опыт обобщен и использован при разработке данной программы, отметить
особенности данной программы, в чем отличие (если есть) от аналогичных
программ.
Новизна и отличия могут содержаться в постановке образовательных задач, в
построении учебного плана, в содержании занятий, в применяемых методах и
приемах, в использованной разработчиком литературе, в основных идеях, на
которых базируется программа.
3.2.1.4. Адресат Программы - возраст и категория обучающихся (краткая
характеристика возрастных особенностей и иных медико-психологопедагогических характеристик обучающихся, которые должны учитываться
при реализации программы, чтобы она была результативной, в соответствии с
профилем программы).
В этом пункте так же необходимо указать условия приема детей: систему
набора в группы (степень предварительной подготовки, уровень формирования
интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей,
физическое здоровье); принципы формирования учебных групп.
3.2.1.5. Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий:
- продолжительность одного академического часа;
- продолжительность учебного занятия;
- перерыв между учебными занятиями, если его продолжительность более
одного часа (не менее 10 минут);
- общее количество часов в неделю.
3.2.1.6. Объем Программы

- общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения Программы,
- продолжительность части Программы (года обучения, модуля) по
учебному плану в часах.
3.2.1.7. Срок освоения Программы определяется содержанием
программы: количество лет, недель, необходимых для ее освоения.
3.2.1.8. Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации Программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
В реализации программ с использованием сетевого взаимодействия
участвуют, как минимум, две образовательные организации, имеющие
лицензию на образовательную деятельность (на титульном листе должны быть
указаны грифы утверждения обеих организаций, в программе прописывается
участие каждой организации в реализации своей части программы).
Модульные программы — программы, построенные на модульном
принципе представления содержания и построения учебных планов,
включающие в себя относительно самостоятельные дидактические единицы модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие
определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения.
При разработке разноуровневых общеразвивающих программ
указываются уровни сложности: содержание и материал данных
общеразвивающих программ должны быть организованы по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
- «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы.
- «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы.
- «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно
тематического направления общеразвивающей программы. Также предполагает
углубленное изучение содержания общеразвивающей программы и доступ к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках
содержательно тематического направления общеразвивающей программы.
3.2.1.9. Перечень форм обучения:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- индивидуально-групповая,

-групповая,
- с использованием дистанционных технологий и т.п.
Форма обучения, как дидактическая категория, означает внешнюю
сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания,
методов и средств обучения, материальных условий, состава участников
образовательного процесса и других его элементов.
3.2.1.10. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие,
семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс,
экскурсия, открытое занятие и др.
3.2.1.11. Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
беседа, семинар, мастер-класс, спектакль, творческий отчет, фестиваль,
презентация, практическое занятие, открытое занятие и т.д.
3.2.2. Цель и задачи Программы
3.2.2.1. Цель Программы — это стратегия, фиксирующая желаемый
конечный образовательный результат. Цель должна быть ясна, конкретна,
перспективна, реальна, значима; связана с названием программы и отражать ее
основную направленность; результаты ее достижения должны быть измеримы.
Цель может быть направлена:
- на развитие ребенка в целом;
- на развитие определенных способностей обучающихся;
- на формирование у каждого ребенка умений и потребности
самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
- на формирование общечеловеческих нравственных ценностных
ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств;
обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку
навыков здорового образа жизни;
- на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной
работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование
культуры и пр.
3.2.2.2. Задачи Программы раскрывают пути достижения цели:
- обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков);
- развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности
и т.п.);
- воспитательные (формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п.).
Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами,
которые определяются как личностные, метапредметные и предметные.
3.2.3.Содержание общеразвивающей программы
3.2.3.1. Учебный план
В учебном плане указывается общий объем Программы, распределение
академических часов, отведенных на освоение Программы по годам обучения и
разделам (курсам, модулям, практикам) в зависимости от уровня сложности,
указывается их трудоемкость через объем теоретических и практических

занятий. Если в Программе предусмотрены разные формы обучения,
самостоятельная работа обучающихся, занятия с использованием
дистанционной формы, отведенное для них время указывается в учебном плане
отдельно.
Форма учебного плана может варьироваться и изменяться в зависимости
от сложности программы и показателей, вносимых в таблицу.
3.2.3.2. Учебный (тематический) план
Учебный (тематический) план - таблица, содержащая названия разделов и
тем Программы, количество теоретических и практических часов и формы
аттестации (контроля), детально раскрывает содержание разделов (модулей,
курсов) - оформляется на каждый год отдельно. В краткосрочных программах и
программах, рассчитанных на один год обучения, понятия «учебный план» и
«учебный (тематический) план» - идентичны.
3.2.3.3. Содержание учебного (тематического) плана — реферативное
описание разделов и тем Программы в соответствии с последовательностью,
заданной учебным (тематическим) планом, включая описание теоретических и
практических частей. Изложение содержания разделов (модулей), тем должно
соответствовать порядку их представления в учебном (тематическом) плане.
Содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно.
Материал следует излагать назывными предложениями.
3.2.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты — совокупность знаний, умений, навыков,
личностных качеств, компетенций, приобретаемых обучающимися при
освоении программы по ее завершению; определяются с учетом цели и
содержания Программы. Формулируются как:
- метапредметные результаты означают освоение обучающимися
межпредметных понятий и универсальных учебных действий : регулятивных,
познавательных и коммуникативных, способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике;
- личностные результаты включают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; формирование
общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения
и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
- предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование.
Организационно-педагогические условия
3.3.1.Календарный учебный график
Календарный учебный график - составная часть Программы, определяющая:
количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность
каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов - может быть
оформлен в виде таблицы.
3.3.2. Условия реализации Программы

- материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для
занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в
расчете на количество обучающихся в группе;
- кадровое обеспечение - общие сведения о требованиях к образованию,
квалификации педагогических работников и других специалистов,
участвующих в реализации Программы;
- методические материалы - обеспечение Программы методическими
видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и
формы методических материалов по Программе (пособия, дидактические
материалы); краткое описание общей методики работы в соответствии с
направленностью содержания и индивидуальными особенностями
обучающихся; описание используемых методик и технологий, в том числе
информационных.
Методические материалы включают в себя описание методов обучения,
воспитания, педагогических технологий, форм занятий, алгоритма занятия
Методическое обеспечение Программы может быть представлено в виде
таблицы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для
определения результативности Программы, перечисляются согласно учебному
плану. Раздел должен содержать:
- фонд оценочных средств- описание форм диагностики (входящей,
промежуточной и итоговой), перечень контрольно-измерительных материалов
(тест, зачет, проектная работа, и пр.);
- формы итоговой аттестации (при наличии итоговой аттестации
обучающихся по данной программе).
Диагностические процедуры обязательно должны иметь
непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением
Программы.
Для каждой Программы разрабатываются свои, характерные для нее,
параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики, соответствующие
планируемым результатам освоения Программы.
Обязательно указываются авторы используемых методик, даются ссылки
на источники информации. Сами диагностические материалы, бланки
опросников, тексты тестов, нормативы выполнения, перечни и описания
заданий помещаются в Приложении к Программе.
Оформление характеристики оценочных материалов возможно в
табличном варианте
Диагностические материалы (таблицы, вопросники, анкеты, тесты)
приводятся в приложении.
Список литературы
Список литературы содержит перечень литературы, необходимой для
успешного освоения Программы; оформляется в соответствии с требованиями к
библиографическим ссылкам (ГОСТ Р 7.0.5-2008) и библиографическим

описаниям (ГОСТ Р 7.0.100-2018); может быть составлен для разных
участников образовательного процесса.
3.4.1. Нормативные документы размещаются в начале списка и
перечисляются в следующем порядке: уровень РФ (законы, указы президента,
постановления правительства, письма), уровень региона, уровень учреждения
(устав и локальные акты, регламентирующие разработку и реализацию
программ). Методические рекомендации, даже уровня министерства, не
являются нормативным документом.
3.4.2. Литература, использованная при составлении Программы
(библиографические ссылки): авторские программы по профилю,
общеобразовательные программы, методические рекомендации, литература по
педагогике и психологии, специальная литература по предмету, методическая
литература, периодические издания, репертуарные сборники и т.д.
3.4.3. Литература для обучающихся и родителей (библиографические
описания): справочная, познавательная литература по разделам (темам)
Программы, периодические издания, публикации, детская литература,
литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, деятелях культуры и
искусства, общественных деятелях, спортсменах; пособия для самостоятельной
работы, источники для разработки рефератов, проектов, творческих работ.
3.5. Приложения
В данный раздел помещаются
- План воспитательной работы;
- Контрольно-измерительные материалы;
- Конструкты учебных занятий;
- Сценарии воспитательных мероприятий;
- Репертуарный план на каждый год обучения (для музыкальных,
театральных, хореографических, коллективов).
4. Порядок утверждения Программы
4.1. Программа проходит внутреннюю экспертизу
1) экспертиза Программы методическим советом;
2) утверждение Программы директором на основании решения
методического совета.
4.2. Экспертиза осуществляется, исходя из следующих критериев:
актуальность, стратегичность, соответствие требованиям данного Положения,
научная обоснованность (психолого-педагогическая), системность раскрытия
содержания, комплексность структурных элементов, технологичность
(вариативность), безопасность образовательного процесса, возможность
реализации Программы, стиль и логичность изложения, оформление
программы.
4.3. Учреждение ежегодно (до 01июля текущего календарного года)
утверждает допущенные к реализации Программы.

5. Порядок внесения изменений в дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы
5.1. Программа обновляется педагогами с учетом изменений в развитии
науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы 1 раз в
год и при необходимости с учетом изменений в нормативно-законодательной
базе.
5.2. Ежегодно в Программу вносятся изменения, связанные с учебным
графиком и календарно-тематическим планированием.
5.3. При изменениях в календарно-тематическом планировании в течение
учебного года педагогом заполняется лист корректировки, который
согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается
директором учреждения.
5.4. Корректировка Программы осуществляется педагогом, реализующим
программу, ежегодно в срок до 01 июня текущего календарного года.
5.5. Скорректированная Программа проходит внутреннюю экспертизу в
установленном данным Положением порядке.
6. Порядок хранения дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
6.1. Оригинал Программы находится в учреждении, копия у педагога.
6.2. Все экземпляры Программы, включая титульные листы, должны быть
идентичны.
6.3. Ответственность за сохранность оригинала Программы несет
заместитель директора по УВР.
7. Требования к оформлению дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
7.1. Программа должна быть набрана шрифтом TimesNewRoman размер
шрифта 14. Межстрочный интервал – одинарный. Параметры страницы:
верхнее, нижнее, правое поле – 1,5 см, левое – 2 см. Общее выравнивание
текста (без оглавлений) – по ширине. Листы формата А4.
7.2. Программа скрепляется и заверяется печатью учреждения и
подписью директора.
8. Реализация дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
8.1. Педагоги дополнительного образования могут использовать
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы,
разработанные другими педагогами, по согласованию с разработчиком (ами)
программы и администрацией учреждения.
8.2. Учреждение реализует Программы в течение всего календарного
года, включая каникулярное время, с использованием кадровых и
материальных ресурсов учреждения.
8.3. Программы могут быть реализованы организацией, как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм совместно с научными,

физкультурно-спортивными, организациями культуры, и иными
организациями. Сетевая форма реализации программ обеспечивает
возможность освоения обучающимися программы с использованием ресурсов
нескольких организаций.
8.4. Использование сетевой формы реализации Программ осуществляется
на основании договора между организациями.
8.5. При реализации Программы может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе
представления содержания образовательной программы и построения учебных
планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
8.6. Педагог, реализующий Программу, обязан обеспечивать качество
реализации, а также объективность контроля достижений обучающихся.
8.7. В процессе образовательной деятельности по Программе педагог
ведет утвержденную в учреждении документацию с обязательным
соблюдением сроков, определенных нормативными документами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».